ЕСТЬ ВОПРОСЫ? СВЯЗАТЬСЯ
English Ukrainian

Блог

Проектирование скоростного тримарана с помощью Ansys Fluent

Проектирование скоростного тримарана с помощью Ansys Fluent

Создание многокорпусных судов часто выходит за рамки возможностей традиционных методов проектирования. Это связано с тем, что для оптимизации таких характеристик как волновое сопротивление, дальность плавания, остойчивость и мореходность требуется сложный расчёт методами вычислительной гидрогазодинамики (CFD – computational fluid dynamics). В этой статье мы познакомим вас с использованием Ansys Fluent в проекте компании KUASAR MARIN Engineering Inc. – высокоскоростном трехкорпусном пассажирском судне, которое может стать серьёзным конкурентом двухкорпусным катамаранам.

С какими проблемами основного варианта конструкции мы столкнулись

Первые итерации проектирования дали результат, сравнимый с обычным катамараном по размерам и водоизмещению. Этот основной вариант конструкции мы проанализировали на волновое сопротивление и прочие характеристики потока при скорости 27 узлов, используя расчетный модуль Ansys Fluent, полученный в рамках программы поддержки новых предприятий Ansys Startup Program.

 

ANSYS Результаты расчёта базового варианта конструкции: волнообразование и форма свободной поверхности (сверху); смоченная поверхность судна (показана красным цветом снизу)

 

Результаты расчёта, представленные на рисунке 1, помогли выявить три основные проблемы конструкции:

  • Подсос воздуха в каналы гребных винтов (проблемные зоны обведены красным на рисунке выше).
  • Недостаточная глубина погружения боковых корпусов из-за понижения свободной поверхности в кормовой части судна. Несмотря на то, такая глубина погружения снижает сопротивление трения, это также уменьшает стабилизацию и увеличивает чувствительность к крену.
  • Большая амплитуда расходящейся от носа центрального корпуса волны и её влияние на боковые корпуса.

Решение проблем подсоса воздуха к винтам и влияния носовой волны

Для решения вышеописанных проблем мы провели итерационные CFD-расчеты, изменяя форму корпуса. Чтобы ускорить расчёты модификаций конструкции, для начала мы убрали боковые корпуса и надпалубную конструкцию, так как на подсос воздуха и проблемы с носовой волной преимущественное влияние оказывала форма центрального корпуса.

На первом этапе мы создали Вариант 1 центрального корпуса, изменив форму скулы и носовой части. Полученная в результате CFD-расчёта свободная поверхность и изменённая геометрия судна были с помощью постпроцессора Ansys CFD-Post экспортированы из Ansys Fluent в CAD-программу. Это позволило нам оценить и образмерить трёхмерную картину свободной поверхности в различных областях.

Изменения в кормовой части корпуса в Варианте 1 позволили решить проблему подсоса воздуха, что видно на рисунке 2. А на рисунке 3 можно увидеть сопоставление свободной поверхности для базового варианта конструкции (зеленая) и для Варианта 1 (пурпурная), а также заметить снижение амплитуды носовой волны, к чему мы и стремились. Однако, поскольку гребень волны всё ещё располагался так, что оказывал бы большое влияние на боковые корпусы, потребовались дополнительные правки геометрии, чтобы «отвести» волну подальше от носа корпуса.

 

ANSYS Вариант 1 центрального корпуса: волнообразование и форма свободной поверхности (вид снизу)

 
 

ANSYS Форма носовой волны для Варианта 1 (показана пурпурным цветом) в сравнении с основным вариантом (показана зелёным цветом)

 

Далее был разработан Вариант 2 конструкции, в котором мы изменили форму сечений корпуса, чтобы подвинуть носовую волну вперед. На рисунке 4 показано сравнение результатов для двух вариантов. Амплитуда носовой волны для Варианта 2 изменилась несущественно, но гребень волны подался вперёд, как и планировалось.

 

ANSYS Сравнение волнообразования и формы свободной поверхности для Варианта 2 (показан зелёным цветом) и Варианта 1 (показан пурпурным цветом)

 

Решение проблемы погружения боковых корпусов

Теперь, когда мы решили проблему с подсосом воздуха в каналы гребных винтов и добились лучшего образования носовой волны, мы приступили к решению следующей проблемы – недостаточного погружения боковых корпусов. Для этого мы создали новую полную модель на основе Варианта 2 центрального корпуса и пониженных боковых корпусов, погружённых ниже рассчитанной свободной поверхности. На Рисунке 5 показаны результаты расчёта конструкции с боковыми корпусами, погруженными в воду на оптимальную величину.

 

ANSYS Результаты расчёта конструкции Вариант 2 + боковые корпуса

 

Устраняем чрезмерное брызгообразование, тем самым снижая сопротивление трения

Мы решили три главные проблемы конструкции, и теперь можем сосредоточиться на брызгообразовании, которое увеличивает сопротивление. На Рисунке 6 отмечены проблемные зоны, в которых из-за образования брызг наблюдаются высокие амплитуды носовой волны на центральном и боковых корпусах. Эта проблема решилась, когда мы добавили брызгоотражатели.

 

ANSYS Результаты для полной сборки Вариант 2 + боковые корпуса. Показаны проблемные зоны, в которых брызги увеличивают сопротивление трения

 

Благодаря возможности Ansys Fluent экспортировать полученную сетку свободной поверхности, мы смогли создать геометрию брызгоотражателей сложной пространственной формы в CAD-программе. На рисунке 7 показана CAD-модель конструкции с добавленными брызгоотражателями, мы назвали её «Вариант 3».

 

ANSYS CAD-модель Варианта 3 центрального корпуса (с брызгоотражателями)

 

На Рисунке 8 показаны улучшения, которых мы добились благодаря брызгоотражателям. Как вы видите, они уменьшают брызгообразование и уводят его от корпусов, тем самым уменьшая сопротивление трения.

 

ANSYS Влияние брызгоотражателей на ранее выявленные проблемные зоны конструкции

 

Сравнение окончательного варианта конструкции с базовым вариантом

На рисунке 9 мы видим сравнение волнообразования и взаимодействия корпусов для Варианта 3 (окончательного) и базовой версии. Из основных улучшений: устранен подсос воздуха к гребным винтам; боковые корпуса погружаются на требуемую величину, что улучшает поперечную стабилизацию (вклад боковых корпусов в поперечный момент инерции площади ватерлинии вырос на 97%); амплитуда носовой расходящейся волны относительно ватерлинии в состоянии покоя уменьшилась на 18%; гребень носовой волны отодвинут дальше от боковых корпусов.

 

ANSYS Сравнение результатов для базового варианта конструкции (верхняя половина) и Варианта 3 (нижняя половина)

 
 

ANSYS Смоченные поверхности для Варианта 3 конструкции

 

На Рисунке 10 красным цветом показаны смоченные поверхности окончательного варианта конструкции. Влияние брызгоотражателей на центральный корпус хорошо видно в его носовой части, где смоченная поверхность не поднимается выше отражателей. Гребные винты теперь достаточно погружены: подсос воздуха отсутствует, обеспечен достаточный поток воды. Также заметно влияние брызгоотражателей на внутренних поверхностях боковых корпусов: они успешно ограничивают смоченную поверхность. На наружной поверхности боковых корпусов присутствует небольшая зона с подсосом воздуха, но она не оказывает существенного влияния на стабилизацию и величину сопротивления. Из-за полного погружения боковых корпусов площадь смоченной поверхности окончательной конструкции стала на 1% выше, чем для базового варианта. При этом стоит отметить, что добавление брызгоотражателей привело к уменьшению смоченной поверхности на 3% по сравнению с Вариантом 2.

Вывод

Подводя итоги, можем с уверенностью сказать, что Ansys Fluent – эффективный инструмент для разработки нетиповых судов, которые нельзя построить, используя только классические инженерные подходы и методы проектирования. Для эффективного проектирования и улучшения конструкции многокорпусных судов необходимо оценивать не только сопротивление, но и прочие характеристики потока. Передовые расчётные технологии позволили проектировщикам устранить недостатки конструкции ещё на ранней стадии проектирования, сэкономив ресурсы и обеспечив быструю обратную связь при внедрении улучшений. Расчёты также позволяют дать количественную оценку эффекта от предлагаемых изменений, что помогает понять, какие именно изменения стоит вносить. Старт-ап программа Ansys Startup Program дала возможность задействовать в этом проекте расчетный модуль Ansys Fluent, и мы смогли уменьшить сопротивление тримарана как минимум на 10% по сравнению с корпусом типа «катамаран». Полученная концепция трехкорпусного судна может стать основой нового продукта для наших заказчиков, далее мы можем его дорабатывать уже с учетом их специфических потребностей.

Если вы хотите узнать больше о возможностях моделирования кода Ansys Fluent и хотите узнать подходит ли ваша компания/проект условиям программы Ansys Startup Program – обратитесь к официальному дистрибьютеру Ansys в Украине, компании Софт Инжиниринг Групп https://www.ansys.soften.com.ua.

Рекомендуется подписаться на Fb страницу: https://www.facebook.com/ansysukraine

Нам важно получить от вас обратную связь – это поможет нам лучше подготавливать материалы. Оставляйте свои комментарии, вопросы и предложения под статьей или можете написать на E-mail: info@soften.com.ua

Источник: www.ansys.com

Facebook - ANSYS Soft Engineering Group

© 2010-2021 ANSYS | Софт Инжиниринг Групп. All rights reserved
Украина, 03127 Киев, Пр-т Академика Глушкова, 1
Тел. +38 044 494 4460 | карта сайта | Комплаенс

ansys certified channel partner

Search